Набор игр и упражнений для проведения педагогической поддерживающей работы с детьми

НАБОР ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 

 

В предлагаемый набор игр и упражнений для проведения пе­дагогической поддерживающей работы с детьми вошли:

  • психофизические упражнения и игры, способствующие сня­тию мышечных зажимов, эмоционального напряжения; пе­реключению внимания; повышению работоспособности;
  • подвижные игры и игры, развивающие «комплекс произ­вольности», которые пробуждают активность ребенка, его сообразительность, ловкость, быстроту реакции, дисцип­линируют, сплачивают играющих;
  • игры - драматизации, психокоррекционные упражнения, для работы с детскими страхами, отрицательными эмо­циональными состояниями и переживаниями, развиваю­щие воображение, фантазию, способность к эмпатии, выразительность мимики и движений.

Предложенные игровые методы и упражнения можно ис­пользовать как во время уроков, на переменах, прогулках, так и на специально организованных занятиях.

На уроках рекомендуются следующие игры и упражнения: «Игра с песком», «Солнышко и тучка», «Что слышно», «Четыре стихии», «Слушай внимательно», гимнастический комплекс и т. д.

Перемены и прогулки целесообразно заполнять подвижны­ми играми.

Тематическое рисование хорошо сочетается с мимическими и пантомимическими упражнениями. При чередовании изобра­зительной деятельности с играми, тренирующими выразитель­ные движения, происходит взаимоусиление влияния на ребенка и той и другой деятельности, что в свою очередь ведет к улучшению его общения со сверстниками. Сам процесс рисования способен влиять на поведение детей: они делаются спо­койнее и доступнее.

 

ГИМНАСТИКА

Первый комплекс «гимнастикасосудов головного мозга»

1. Повороты и наклоны головы вправо-влево, вверх-вниз.

2. Массаж плечевого пояса и кожи головы (руки от кисти, лицо, затылок сверху вниз).

3. Плечи поднять вверх, расслаблено «сбросить» вниз. (Каждое упражнение — 5—6 раз.)

 

Второй комплекс «гимнастикадля глаз»

(Упражнение выполнять, не поворачивая головы, сидя на стуле.)

1. Глаза закрыть. Открыть и посмотреть вверх-вниз (потолок-пол).

2. Смотреть вправо-влево (строго горизонтально).

3. Смотреть в правый верхний угол, затем в левый нижний.

4. Смотреть в левый верхний угол, затем в правый нижний.

5. Вращать глазами по часовой стрелке и против часовой стрелки.

Этот комплекс влияет на глазное яблоко, окологлазные мышцы. При выполнении необходимо выполнять несколько правил: каждое упражнение выполнять не менее 5 раз; после его выполнения несколько раз моргнуть и для отдыха закрыть глаза; каждое упражнение заканчивать прикрыванием глаз ла­донями: сидя у стола, локти поставить на книгу, спина прямая; глаза прикрываются ладонями, причем сами глаза закрыты, пальцы правой руки лежат на пальцах левой руки, находящих­ся на лбу.

Гимнастика глаз снимает утомление глаз, нервной системы, надолго сохраняет хорошее зрение.

 

Третий комплекс

1. Для шеи (исходное положение — далее по тексту и. п. — стоя и сидя):

  • рывком поворачивать шею вправо, а потом влево;
  • рывком отбрасывать шею вперед, а потом назад;
  • голову вращать слева-направо, а потом справа-налево;

2. Для плеч (и. п. стоя или сидя):

  • дыхание задержать, интенсивно поднимать плечи вверх-вниз;
  • согнуть локти (кисти захватывают большие пальцы), рыв­ком выбрасывать руки вперед и назад.

З. Для запястья (и. п. стоя или сидя):

  • энергично поднимать или выпрямлять кулаки (и. п. вытянутые руки вперед, большие пальцы захватили кисти);
  • энергично опускать и выпрямлять кулаки (и. п. вытяну­тые руки вперед, большие пальцы захватили кисти);
  • руки согнуть в локтях (не опираясь на стол), сжав кулаки, поднимать руки вверх и опускать вниз (большие пальцы захватили кисти).

(Каждое упражнение повторять 2—4 раза.)

 

Четвертый комплекс

1. Для мышц живота и позвоночника (и. п. стоя или сидя);

  • вращение туловища слева-направо, затем в обратном на­правлении.

2. Для поверхности ладони (и. п. стоя или сидя, руки вперед вытянутые):

  • опускать и поднимать выпрямленные ладони (пальцы вмес­те) (и. п. руки вперед вытянуты, расслабленные кисти вниз);
  • согнув руки в локтях, поднимать «к себе» раскрытые на­пряженные ладони (пальцы вместе) (и. п. согнутые по сторонам руки, на уровне плеч, расслабленные, кисти опущены вниз);
  • выбросить руки вперед, разогнув в локтях (перед собой), ладони вверх, напряжены.

(Каждое упражнение повторять 4 раза.) 

 

Пятый комплекс 

1. Для плеч и локтевого сустава:

  • (и. п. руки, сжатые в локтях, опущены вниз кулаками) ин­тенсивно, рывками поднимать и опускать предплечья, не сдвигая с места локтей, то же самое с развернутыми ла­донями.

2. Для ног:

  • (и. п. руки внизу, ноги вместе) подпрыгивать на носках, вдыхая, поднимая руки вверх и выдыхать в и. п.

3.Для лодыжек:     

  • (и. п. ноги вместе, руки внизу) подпрыгивать вверх, как можно выше (на носках).

4. Для предплечья:

  • (и. п. руки вдоль туловища) поднимать одну, потом другую руку вверх, выворачивая ладонь на себя (пальцы вместе).

(Каждое упражнение повторить 4 раза.)

 

Шестой комплекс

1. Для рук и грудной клетки:

  • (и. п. руки вдоль туловища, упражнение делать стоя, да­леко от стола) вдохнуть и задержать дыхание;
  • интенсивно вращать вытянутыми руками (по сторонам ту­ловища) вперед;
  • высоко подпрыгнуть, согнув ноги «под себя» (ударив пят­ками по ягодицам), одновременно выброс вытянутых рук перед собой и при этом — резкий выдох. То же самое повторить, но с вращением рук назад.

2. Для грудной клетки и поясницы:

  • (и. п. руки в замке на пояснице) выдох, наклон назад;
  • выдох, наклон вперед.

3. Для поясницы:

  • (и. п. стоя, руки вдоль туловища) наклоны влево и впра­во, держа руки неподвижно.

(Каждое упражнение повторить 2—4 раза.)

 

ЭТЮДЫ НА ФИЗИЧЕСКОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ

Приводящиеся ниже упражнения предназначены для обуче­ния приемам саморасслабления детей с таким невротическими проявлениями как истощение нервной системы, возбудимость, страхи, истерические реакции и др.

«штанга» 

Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает ее. Отдыхает.

«шалтай-болтай»

« Шалтай - Болтай » Сидел на стене. Шалтай-Болтай Свалился во сне.

(С. Маршак)

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свобод­но болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.

«Игра с песком» (НА НАПРЯЖЕНИЕ И РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ РУК)

Набрать в руки воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на выдо­хе). Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками. (Повторить игру с песком 2—3 раза.)

«Игра с муравьем» (НА НАПРЯЖЕНИЕ И РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ НОГ)

На пальцы ног залез муравей (муравьи) и бегает по ним. С си­лой натянуть носки на себя, ноги напряженные, прямые (на вдо­хе). Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз — в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают. (Повторить игру 2—3 раза.)

«Солнышко и тучка» (НА НАПРЯЖЕНИЕ И РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ ТУЛОВИЩА)

Солнце зашло за тучку, стало свежо — сжаться в комок, что­бы согреться (задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки. Жарко — расслабиться — разморило на солнце (на выдохе).

 

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Данный раздел не претендует на исчерпывающую полноту. Это скорее напоминание педагогам, помощь в формировании или до­полнении имеющего у них собственного банка игр.

 

Игра « Что слышно?»

Цель игры: развивать умение быстро сосредотачиваться.

1-й вариант. Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рас­сказать, что они слышали.

2-й вариант. По сигналу ведущего внимание детей обра­щается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что за ними происходило.

 

Игра «Буквы алфавита»

Цель игры: развитие внимания.

Каждому ребенку присваивается определенная буква алфа­вита. Ведущий называет букву, тот ребенок, которому присво­ена буква, делает один хлопок.

 

Игра «Пишущая машинка»

Цель игры: развивать внимание, оперативную память, грам­матические навыки.

Каждому играющему присваивается название буквы алфа­вита. Затем придумывается слово или фраза из двух-трех слов. По сигналу дети начинают печатать: первая «буква» слова хло­пает в ладоши, затем вторая и т.д. Когда слово будет напечата­но, все дети хлопают в ладоши.

 

Игра «Четыре стихии»

Цель игры: развивать внимание, связанное с координацией слухового и зрительного анализаторов.

Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воз­дух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вра­щение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

 

Игра «Слушай и исполняй»

Цель игры: развивать внимание и памяти.

Ведущий называет и повторяет 1 —2 раза несколько различ­ных движений, не показывая их. Дети должны произвести дви­жения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.

 

Игра «Разведчики»

Цель игры: развивать наблюдательность.

1- й вариант. В комнате расставлены стулья в произволь­ном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Раз­ведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд и т. д.

2-й вариант. Начало игры такое же, как в первом варианте, но командир должен начать вести отряд оттуда, куда пришел разведчик и привести туда, откуда вышел разведчик.

 

Игра «Запомни свою позу»

Цель игры: развитие моторно-слуховой памяти.

Каждый ребенок стоит «на своем месте». По команде веду­щего все дети должны принять определенные позы (по жела­нию). Ведущий обходит детей и тем детям, которые приняли одинаковые позы, он предлагает сменить их.

Затем играется веселая музыка. Под музыку дети двигают­ся, танцуют, бегают и проч. (1—1,5 минуты). Музыка внезапно обрывается, дети должны быстро разбежаться по своим мес­там и принять те позы, которые они учили в начале игры.

 

Игра «Вот так позы!»

Цель игры: развитие наблюдательности и памяти.

По желанию детей из группы выбираются 5 человек. Один из них — водящий. Остальные дети садятся на стулья, они — зрители. Четверо из пяти выбранных детей показывают водя­щему свои позы. Он обходит детей и запоминает их позы. За­тем дети уходят в зал и садятся на стулья, а водящий повторяет их позы в той последовательности, в какой он их увидел.

Зрители кричат из зала, правильно повторяется поза или нет. Если неправильно, то один из зрителей (по желанию) вы­ходит на сцену и повторяет позу, какая была показана в нача­ле игры.

 

Игра «Тень»

Цель игры: развитие наблюдательности, памяти, внутрен­ней свободы и раскованности.

Звучит фонограмма спокойной музыки. Из группы детей выбираются два ребенка. Остальные — зрители. Один ребе­нок — «путник», другой — его «тень». «Путник» идет через поле, а за ним, на два-три шага сзади, идет второй ребенок, его «тень. Последний старается точь-в-точь скопировать движе­ния «путника».

Желательно стимулировать «путника» к выполнению раз­ных движений: «сорвать цветок», «присесть», «поскакать на одной ноге», «остановиться посмотреть из-под руки» и т.д. Модифицировать игру можно, разбив всех детей на пары - «пут­ник» и его «тень».

 

Игра «Зеркала» 

Цель игры: развитие наблюдательности и коммуникативных способностей.

Из группы детей выбирается один водящий. Представляет­ся, что он пришел в магазин, где много зеркал. Водящий встает в центр, а дети — полукругом вокруг него Водящий показыва­ет движение, а «зеркала» тотчас же повторяют это движение, и т. д. Водящему разрешается показывать разные движения.

Примечание. В роли водящего должны побывать все же­лающие дети.

 

Игра «Сова»

Цель игры: развитие произвольности.

Дети сами выбирают водящего — «сову», которая садится в «гнездо» (на стул) и «спит». В течение дня дети двигаются. Затем ведущий командует: «Ночь!» Дети замирают, а сова от­крывает глаза и начинает ловить. Кто из играющих пошевелится или рассмеется, становится совой.

 

Игра «Подарки»

Цель игры: развитие выразительности движений, вообра­жения, коммуникативных навыков.

Дети стоят в кругу и ведущий просит придумать каждому подарок для стоящего справа соседа (это могут быть различ­ные предметы, цветы и т. д.). Игра проходит в полной тиши­не. Ведущий первый передает свой подарок соседу справа при помощи выразительных движений (пантомимики, мимики), не называя предмет. Ребенок должен догадаться, что это и принять подарок, затем показать и передать подарок для со­седа и т. д.

Примечание. Важно стимулировать фантазию и выра­зительность детей. Эту игру целесообразно проводить после игры. «Возьми и передай».

 

Игра «Паровозики»

Цель игры: развитие коммуникативных навыков, произволь­ности.

Группа детей разбивается на тройки, в каждой тройке дети стоят друг за другом, взявшись руками за талию впереди сто­ящего. Первый из них выполняет роль «паровозика» (у него закрыты глаза и руки вытянуты вперед), второй — «пассажир», третий — «машинист». Задача «машиниста» — управлять па­ровозиком, избегать столкновений. «Пассажир» является пе­редаточным звеном команд «машиниста» «паровозику». Один из группы детей выполняет роль «диспетчера», он задает ритм движения составов хлопками, убыстряя или замедляя их дви­жение.

По команде ведущего составы начинают движение, затем через некоторое время по команде останавливаются и дети в тройка меняются ролями (первый становится третьим и т. д.). Важно, чтобы все дети побывали в трех ролях.

Примечание. Целесообразно после игры обсудить с деть­ми, какая роль им понравилась больше всего и почему.

 

Игра «Альпинист»

Цель игры: развитие коммуникативных навыков, координа­ции движений.

Дети разбиваются на две команды. На полу чертятся две параллельные линии на расстоянии 2—3 метров. Команды вы­страиваются вдоль линий, изображая различными статичными позами камни и скалы. Первый стоящий в шеренге выполняет роль «альпиниста». Он должен пройти вдоль линии скал, не свалившись в пропасть (не заступить за черту). Если «альпи­нист» «падает в пропасть», он возвращается на свое первона­чальное место и начинает движение заново. Успешно пройдя маршрут, он становится последним в шеренге и превращается в скалу. После этого «альпинистом» становится второй стоящий в шеренге «скал» ребенок.

По сигналу ведущего «альпинисты» обеих команд начина­ют движение. Выигрывает та команда, все участники которой быстрее проходят маршрут «альпиниста».

 

Игра «Пресс-конференция»

Цель игры: снятие боязни школы, развитие мышления и речи, воображения.

Детям предлагается представить, что они находится на пресс-конференции, посвященной их школьной жизни. Из группы выбирается 5—6 человек, которые будут давать интер­вью (отвечать на вопросы). Эта группа детей выбирает себе роли различных животных (например, трусливый заяц, хит­рая лиса, злой волк, спящая сова и т. п.), игрушек и т. д. Ос­тальные дети играют роли: корреспондента журнала «Мурзилка», учителя, директора школы, родителей, бабуш­ки, сестер, братьев и т.п. Из своих ролей они должны задавать вопросы на волнующие их темы школьной жизни присутствующих «зверей» («игрушек» и т. п.).

Примечание Важно следить, чтобы дети не выходили из своих, ролей, помогать формулировать как вопросы, так и ответы, стимулировать активность детей. После игры можно обсудить какой вопрос понравился больше всего и какой ответ понравился больше всего.

 

Игра «Где мы побывали, что мы повидали (НАРОДНАЯ ИГРА)

Цель игры: развитие мышления и речи, выразительности движений, коммуникативных способностей.

Группа детей делится пополам: «дедушка и внучата» (те, кто будет отгадывать загадки) и группа детей, которые будут зага­дывать загадки. Между группами на земле или на полу прово­дится черта, за которую нельзя выбегать «дедушке и внучатам», когда они будут ловить убегающихдетей. «Дедушка и внучата» отворачиваются, а учитель вместе с другой группой детей тихо договариваются, какую «загадку» они будут загадывать. Дого­ворившись, они подают знак «дедушке и внучатам».

Происходит такой диалог:

  • Здравствуйте, дедушка седой с длинной-длинной боро­дой. Здравствуйте, внучата.
  • Здравствуйте, ребята, — отвечает «дедушка с внучата­ми». — Где вы побывали, что вы повидали?
  • Побывали мыв лесу, там увидели лису. Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем.

Свою «загадку» дети показывают в движениях. Например, они «собирают в лесу грибы и ягоды» и т. д. В случае, если «де­душка и внучата» правильно отгадали «загадку», вторая груп­па детей уточняет и дополняет ответ. Если предлагается ошибочное решение, дети убегают, а «дедушка и внучата» ста­раются их поймать. Но нельзя перебегать за черту, которая была проведена в начале игры.

Примечание. После показа 1—2 загадок, выбираются но­вые «дедушки и внучата».

 

Игра «Картинки-загадки»

Цель игры: развитие мышления, речи и выразительности движений.

Из группы детей выбирается один водящий, остальные сидят на стульях, они должны отгадывать. У учителя в большой коробке лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки из детского лото). Водящий под­ходит к учителю и берет одну из картинок, не показывая ее ос­тальным детям, он описывает (показывает) предмет, нарисованный на ней. Дети из группы предлагают свои версии. Следующим во­дящим становится тот, кто первым отгадал правильный ответ.

 

Игра «Город»

Цель игры: развитие фантазии, коммуникативных способ­ностей.

Детям предлагается создать сказочный город с помощью бумаги, ножниц, клея. где были бы дворцы, дома, в которых можно было бы закрыть окна и двери Затем город необ­ходимо населить людьми и придумать историю этого города (кто живет, чем занимаются, кто с кем дружит, кто глава го­рода и т. л.).

Примечание. Учитель должен стимулировать детей к созданию общей сюжетной линии истории города, помогать разрешать спорные вопросы по ходу действия.

 
Игра «Карта»

Цель игры: развитие коммуникативных способностей, вооб­ражения, коллективного мышления.

На полу расстилается большой лист бумаги, на котором де­тям предлагается нарисовать карту военных действий или соз­дать совместное панно с помощью клякс.

 

 

Игра «Художники» 

Цель игры: развитие коммуникативных способностей, вооб­ражения, коллективного творчества и мышления.

Дети разбиваются на четверки и каждой четверке предла­гается набор карандашей  (пастель) и лист ватмана. Каждый ребенок произвольно разрисовывает свой угол ватмана. Затем лист переворачивается на 90 градусов и ребенку предлагается для дорисовки рисунок, сделанный предыдущим художником.

После этого лист снова переворачивается и повторяется то же самое задание. Таким способом необходимо «заполнить» весь лист. Затем группа придумывает название картины и демонстри­рует ее остальным.

Примечание. Важно, чтобы учитель следил за своевре­менной сменой положения листа. При обсуждении задать позитивный тон оценки произведений друг друга.

 

 

КОМПЛЕКС РАССЛАБЛЯЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СНЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

        

1. Упражнений по принятию позы покоя.

Учитель предлагает школьникам сесть, слегка сдвинувшись вперед на сиденье стула, спиной опереться о спинку. Руки свободно положить на колени ладонями вниз. Ноги расставить, немного выдвинуть вперед, чтобы образовался тупой угол по отношению к полу. Плечи мягко опустить.

 

2. Упражнение по расслаблению мышц рук.

Упражнение «Кулачки».

Учитель: Сожмите пальцы в кулачок (показывает, руки лежат на коленях) покрепче. Чтобы косточки побелели. Вот так напряглись кости рук! Сильное напряжение! Нам приятно так сидеть. Руки устали. Перестаньте сжимать пальцы, распрямите их. Вот и расслабились руки. Отды­хают. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. (Упражнение выпол­няется три раза.) А теперь слушайте и делайте, как я. Спокойный вдох-выдох, еще раз вдох- выдох....

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко с напряженьем,

Пальчики прижаты.

Большой палец прижимаем к остальным.

Пальчики сильней сжимаем -       

Отпускаем, разжимаем.

Легко приподнять и уронить расслабленную кисть школьника.

Знайте, девочки и мальчики;

Отдыхают ваши пальчики!

 

Упражнение «Олени»

Учитель: Представим себе, что мы олени. (Поднимает над голо­вой скрещенные руки с широко расставленными пальцами.) Вот такие рога у оленя! И вы поднимите так руки! Напрягите руки. (Показывает на­пряжение с силой, раздвигая пальцы.) Руки стали твердыми как рога у оленя. Нам трудно так держать руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки. Уроните на колени. (Руки уже не скрещивают.) Рассла­бились руки, отдыхают. Слушайте и делайте, как я. Вдох-выдох.

Посмотрите: мы олени                    Руки снова на колени,

Рвется ветер нам навстречу!          А теперь немного лени...

Ветер стих.                                       Руки не напряжены

Расправим плечи,                            И рассла-а-бле-ны...

- Вот и закончилась наша игра. Вы немного отдохнули, успокоились, вы почувствовали, как приятно, когда руки не напряженные. Вы поняли, как их расслабить, сделать мягкими, послушными!

 

3. Упражнение на расслабление мышц ног

Упражнение «Пружинки»

Учитель: Представьте, что мы поставили ноги на пружинки. Эти пружинки выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что стопы отрываются от пола и поднимаются кверху, а пятки продолжают опираться в пол. (Учитель показывает движения) Снова прижимаем стопы к полу. Крепче! Сильнее! Ох, как тяжело! Ноги напряжены. Пере­стали нажимать на пружинки. Ноги расслабились. Как приятно! Отдыха­ем....Слушайте и делайте, как я.                Что за странные пружинки Упираются в ботинки.

Школьники поднимают носки, пятки в этот момент прижаты к полу.

Ты носочки опускай.                       Крепче, крепче нажимай,

На пружинки нажимай,       Нет пружинок, отдыхай!

 

Упражнение «Загораем»

Учитель: Представьте себе, что ваши ноги загорают. (Учитель по­казывает, как вытянуть ноги вперед, сидя на стуле.) Ноги поднимаем, держим... держим... Ноги напряглись! Теперь опустим ноги. Повторим упражнение. Напряженные ноги стали твердые, каменные. А потом ноги устали и отдыхают, расслабились! Слушайте и делайте, как я.

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим.. .Держим... Напрягаем..

Загорели! Опускаем! (Ноги резко опустить на пол).

Ноги не напряжены

И рассла-а-бле-ны...

 

4. Упражнения по расслаблению мышц рук, ног, корпуса Упражнение «Штанга»

Учитель: Будем заниматься спортом. Встаньте! Представим, что поднимаем тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены. Тяжело! Подержали штангу. Устали руки, бросили штангу (Руки резко опускаются и свободно пови­сают вдоль туловища). Руки расслабились, не. напряжены, отдыхают. Легко дышится! Слушайте и делайте, как я.

Мы готовимся к рекорду.

Будем заниматься спортом. (Наклониться вперед).

Штангу с пола поднимаем... (Распрямиться).

Крепко держим...

И бросаем.

Упражнение «Кораблик»

Учитель: Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмем к полу правую. (Правая нога напря­жена. Левая расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола). Выпрямились! Расслабились! Качнуло в другую сторону, прижи­маем левую ногу. (Напряжена левая нога. Правая нога расслаблена.) Вы­прямились. Слушайте сделайте, как я. 

Стало палубу; качать.                      Крепче ногу прижимаем.

Ногу к палубе прижать!                 А другую-расслабляем!

Упражнение выполняется сначала для правой ноги,, потом для левой.

 

5. Упражнение по расслаблению мышц шеи «Любопытная Варвара»

Учитель: Поверните голову влево, постарайтесь повернуть ее так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потро­гайте шею справа, ощутите напряженность мышц. Возвращаемся в исход­ное положение. Посмотрите прямо. Мышцы шеи расслабились. Легко ды­шится. Теперь поверните голову вправо. Еще больше! Постарайтесь справа увидеть как можно дальше. Теперь мышцы шеи слева напряглись. Стали как каменные. Даже дышать трудно... Посмотрите прямо. Расслабились мышцы шеи. Легко дышится. Слушайте и делайте, как я.      

Любопытная Варвара          А потом опять вперед-

Смотрит влево...                              Тут немного отдохнет.

Смотрит вправо.....              Шея не напряжена!

И рассла-а-бле-на...

- Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно! Выпрямились! Легко стало, свободно дышится. Слушайте и делайте, как я.

А Варвара смотрит вверх!                          Расслабление приятно!

Выше всех, все дальше вверх!        Шея не напряжена

Возвращается обратно -                              И рассла- а-бле-на...

А сейчас опустите медленно голову вниз. Напрягаются мышцы шеи сзади. Стали твердые. Выпрямитесь. Шея расслаблена. Приятно! Хорошо дышится.

Вот и закончилась наша игра. Вы немного отдохнули, успокоились. Расслабились ваши руки, ноги, шея. Руки и ноги стали послушными. Вам легко и приятно дышится.

 

6. Упражнения по применению приемов гигиенического (поглажи­вающего) массажа

Упражнение по самомассажу лба

Поглаживать лоб кончиками пальцев обеих рук от середины лба к ушам. Повторить 4-6 раз.

Упражнение по самомассажу верхней части лица

Кончиками пальцев обеих рук поглаживать лицо от спинки носа к ушам (повторить 4-6 раз). Упражнение по самомассажу средней части лица.

Кончиками пальцев обеих рук поглаживать от середины верхнего надгубного пространства к ушам. Повторить 4-6 раз.

 

7. Упражнения по применению приемов вибрационного (постуки­вающего) массажа

Упражнение «Пальчиковый душ»

Постукивать лоб кончиками пальцев обеих рук от середины лба к ушам.

Постукивать кончиками, пальцев обеих рук верхнюю часть лица от спинки носа к ушам.

 

8. Упражнение на самомассаж ушных раковин

Массаж следует производить ладонями обеих рук: прижав ладонями уши, проделать движения от лица к затылку, а затем наоборот. Проделать эти движения 10-15 раз.

 

9. Упражнение на массированно антистрессовой точки

Указательным пальцем правой руки производим вращательные дви­жения по часовой стрелке между большим и указательным пальцем ле­вой руки. Аналогичные действия производим с другой рукой.

Таким образом, в ходе нашего эксперимента мы убедились, что большинство детей правильно воспринимают данные упражнения, хоро­шо расслабляются. Об этом позволяют судить внешние признаки доста­точного расслабления: спокойное выражение лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, если их при­поднять с колен и т.д.

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

БАНЕР БОЛЬШЕ

хкиро

FLV

1536243398 gia 1521106940

dnevnik

org gosuslugi - копия

 logo-god-teatra-700x411

89999

Г.Л

К