Развитие универсальных учебных действий у учащихся по букварю М. С. Соловейчик

Развитие универсальных учебных действий у учащихся по букварю М. С. Соловейчик

Учитель начальных класса МОУ «СОШ №3» г. Гая
Оренбургской области Данько О.А.

 

Последнее время основным вопросом для обсуждения являются стандарты второго поколения. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?” в новом стандарте важнейшим становится вопрос "Как учить?” или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?” и "Как мне этому научиться?”». Иными словами, организация учебного процесса находится в одном из фокусов нового стандарта.

Универсальные учебные действия - это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию. Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин. УУД определяют эффективность образовательного процесса - усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

Виды универсальных учебных действий:

  1. Личностные
  2. Регулятивные, включая действия саморегуляции
  3. Познавательные, включая общеучебные и логические
  4. Коммуникативные

Выбирая в этом учебном году новый букварь М. С. Соловейчик, меня мучил вопрос: а соответствует ли букварь новым стандартам образования, формирует  (развивает) ли он универсальные учебные действия? 

Рассмотрим отдельно каждый вид универсальных учебных действий и попробуем найти в букваре М. С. Соловейчик соответствующие направления работы по формированию того или иного вида .

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Включают в себя:

  • действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
  • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

На мой взгляд, в букваре есть тексты, которые заставляют ребят задуматься о поступках героев, сделать выводы о том, что хорошо, а что плохо, тем самым закладываются основы нравственно-эстетического оценивания усваиваемого содержания (например с. 47 «Старик сажал яблони…», с.48 «Добрый ли Егорка?», с.55 «На катке», с. 105 «Андрей заболел..», с.107 «Галка»). Также есть поучительные тексты, которые позволяют задуматься о с важности учения (с. 16 варим компот, с. 29 о молотке и пиле, с.46 о живом уголке, с.91 «Мама учит дочку…»)

Регулятивные универсальные учебные действия включают в себя:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Формирование этой группы универсальных учебных действий процесс длительный и наверное самый сложный, но основы самооценки уже заложены в букварном периоде, а именно на уроках письма дорисовывание на лице мальчика-ученика ротика, в соответствии с выполненной работой (грустно - работа выполнена неважно, безразлично - не очень хорошо, веселый – все сделано хорошо).

     Познавательные универсальные учебные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Общеучебные универсальные учебные действия самые главные в период обучения грамоте. Закладываются основы всех основ:

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
  • умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Для формирования этих УУД отводиться очень много времени и предлагаются разнообразные задания:

Во-первых, работа с моделями предложения, слов. Предложения состоят из слов, слова из слогов, слова из звуков, звуки – гласные и согласные, гласные - ударные и безударные, согласные - твердые мягкие, согласные - звонкие, глухие. Все эти понятия находят отражение в схематических моделям, что позволяет судить о формирование действий с знако-символическим средствами. Также много заданий-игр со словами, которые предполагают замещение, перестановки букв, слогов, звуков.

Конечно же, одной их главных задач в период обучения грамоте является обучение смысловому чтению. Для этого созданы все условия:

Во-первых, парное и неоднократное предъявление изучаемых букв, что позволяет оптимизировать процесс становления навыка чтения и вместе с тем обеспечивает ученикам приобретение знаний о звуках и буквах.

Во-вторых, разноуровневые компоненты на каждой странице, позволяют одинаково активно включить в работу как читающих, так и начинающих читать ребят.

Логические универсальные учебные действия выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; подведение под понятия, распознавание объектов; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выявление родовидовых и ситуативно-существенных признаков; выдвижение гипотез и их доказательство.

Начиная буквально с первых уроков, идет формирование логических универсальных учебных действий, а именно, предлагаются такие задания, как найди «лишнее» слово, среди слогов найди слово, соотнеси картинку со словом, выдели первый, последний звуки,, подбери слова с схемам, раздели на группы, составь слова.

Очень нравиться ребятам выполнять задания с «хитрым» вопросом, которые заставляют внимательно читать тексты, рассматривать иллюстрации, применять свои знания из жизни.

Коммуникативные универсальные учебные действия: 

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; 
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; 
  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; 
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; 
  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Над формированием этих универсальных учебных действий работа будит строиться на протяжении всего обучения в школе. Но основы начинаем закладывать уже в период обучения грамоте, используя в работе задания в парах, в микро группах, обсуждая и оценивая свои действия и действия своих одноклассников. Закладываются основы жизни в коллективе

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

БАНЕР БОЛЬШЕ

хкиро

FLV

1536243398 gia 1521106940

dnevnik

org gosuslugi - копия

 logo-god-teatra-700x411

89999

Г.Л

К